Собираем урожай (достижений)

Автор: Елена Кулькова

8th Ноя 2017

Если ребенок учит язык «с пеленок», когда иностранный язык просто «растворен» в общении, играх, домашних ритуалах и чтении, то у него, как правило, нет необходимости в дополнительной мотивации.

Сложнее бывает с детьми, которые изучают язык от занятия к занятию. Ни для кого не секрет, что, как бы ни старался родитель или преподаватель, даже у самых успешных и мотивированных учеников иногда бывают спады в желании учиться.

В таких случаях может помочь напоминание об уже состоявшемся успехе и об открывающихся перспективах.

Одним из подходящих для этого инструментов является дневник достижений, в котором фиксируется цель и обозначаются регулярные действия, необходимые для достижения этой цели.

Выполнение этих действий отмечается галочкой, звездочкой и т.д
. Взрослые реализуют такую возможность, например, ведением соответствующей страницы в Bullet Journal или использованием онлайн-трекера привычек. Для детей используются те же самые принципы. Однако, в отличие от взрослых, подобные напоминалки для детей должны обязательно отвечать нескольким требованиям:

  • Наглядность. Чем зримее, ощутимее будет видение того, что уже достигнуто, тем острее желание перейти к изучению нового.
  • Возможность закрепить метку об успехе самостоятельно. Чувство удовлетворения и гордости появляется тогда, когда ребенок сам отмечает свои успехи.
  • Яркость, интересность, образность. Ставить галочки или плюсики в разграфленной тетрадке – не самое удачное завершение успешного занятия с ребенком.

Очевидно, что дневник успеха в его стандартном понимании не подходит ребенку. Поэтому ниже – пять способов поощрить ребенка во время занятия либо создать напоминание о его успехе. Каждому из них, чтобы придать больше интереса и наглядности, мы добавим осенние акценты.

  1. Сколько наберешь? Если на занятии выполняются задания, целью которых – быстрые короткие ответы, например при воспроизведении слов на память, или правильном прочтении слов или предложений, или быстрый краткий ответ на вопрос, то за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Чем больше фишек наберет за занятие, тем больше молодец. (По итогам нескольких уроков можно проанализировать вместе с ребенком его прогресс – на первом занятии он получил всего две-три фишки, а на десятом – все десять, например.) А теперь – та-дам! Вместо фишек, поскольку на улице осень, используем кленовый листок, или желудь, или ягодку – здесь вариантов множество. Понятно, что речь не идет о натуральных плодах. Я люблю использовать деревянные заготовки или вырезки из фетра. В интернете можно найти массу шаблонов для вырезания осенних листьев, например.
  2. Каждое проведенное занятие (даже если это пятнадцать минут за кухонным столом или на полу) — это уже успех. Поэтому он достоин отдельной метки – например, в виде яблока или листочка, которые ребенок закрепляет на дерево – вырезанное из картона и повешенное на стену, либо слепленное из пластилина; тогда из пластилина будут и яблоки. Через пару недель вы с ребенком порадуетесь тому, сколько яблок «выросло» на вашем дереве.
  3. Три-пять-десять деревьев, каждое из которых посвящено отдельным темам (одежда, еда, животные и т.д.) могут образовать целый сад. Точно так же украшаем стволы – либо слепленные из пластилина, либо нарисованные или наклеенные на лист бумаги, после каждого занятия.
  4. Вместо деревьев можно использовать другие инструменты коллекционирования достижений. Например, однажды моя дочь получила в подарок симпатичную маленькую корзинку с конфетами. Конфеты быстро кончились, а мы с тех пор после каждого занятия, отчитываясь сами перед собой, кладем в эту корзинку то «яблоко», то «грибок», то «шишку».
  5. Если не позволяет место, то дневник достижений можно вести с помощью маленького фотоальбома с прозрачными страницами, вкладывая туда изображения тех же осенних плодов.

Как правило, ребенку лет до девяти достаточно именно такого, «количественного» измерения своего успеха. То есть чем больше «яблок» или «желудей» он уже заполучил, тем охотнее он стремится получить еще, а вместе с ними — незаметно и малозатратно в учебном отношении – новые знания.

Однако определенное количество набранных за отдельный период (занятие, блок занятий по одной теме, либо неделю или месяц) единиц «урожая» могут и дальше быть поощрены каким-то способом, принятым в вашей семье.

Поскольку интерес ребенка со временем ослабевает, то можно с наступлением нового времени года изменить внешний вид фишек – на снежинки, сосульки, новогодние игрушки, подснежники-ромашки.

Либо они могут быть вообще не привязаны к временам года – это могут быть, например, кусочки пиццы, которые нужно дособирать до целой, или ингредиенты для этой самой пиццы.

Одним словом, зная интересы ребенка, сообразуясь с его возрастом и целеустремленностью, можно придумать очень личный, наглядный, образный способ ведения дневника его успеха и дальнейшей мотивации.

Ноя082017



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *