История о том, как «солнечный» ребенок стал билингвом

Автор: Виктория Татарина

15th Мар 2016

«Мамуль, спроси у меня еще что-нибудь, а я скажу, как это будет по-английски!» — так проявился мой первый интерес к английскому языку, я училась во втором классе. Мама, видя мои горящие глаза, просила перевести слово, я мчалась к словарю, читала, запоминала, сообщала, что обезьяна по-английски «monkey», прям как каша манка, мы смеялись.

Так пополнялся мой словарный запас. Мне очень хотелось не просто переводить слова, предложения, а бегло говорить, думать на английском. Я часто представляла себя учителем английского языка, вела журнал с оценками, играя во дворе, учила соседских ребятишек. И тихими вечерами мечтала передать любовь к иностранному языку своим детям.

Шло время… Школа… Переезд… Вторая школа… Первая любовь… Университет… И вот у меня уже два образования: учитель младших классов и английского языка в младших классах, психолог. Потом я встретила того самого, надежного, настоящего — своего будущего мужа… Покупка дома… Свадьба… И вот долгожданная новость: я беременна… Счастью не было предела! Идеальней жизни, казалось, не придумаешь. Но все оборвалось, когда на родильном столе мне сообщили, что у меня родился малыш с синдромом Дауна.

В тот момент казалось, что моя жизнь закончилась, было больно и обидно. Я постоянно задавала себе вопрос: «Почему? За что?» Смотрела на своего любимого Максимку и не знала, что мне делать с таким ребенком. Подробной информации о синдроме Дауна не имела. В голове крутились ужасные мысли: каким сын будет, каким вырастет? Я была потрясена, напугана, плакала от безысходности.

Возить ребенка в реабилитационный центр не было возможности: один центр находился очень далеко, во второй нас не взяли, там требовалась городская прописка. Перечитав о синдроме Дауна все, что нашла, я поняла, что такие дети обучаемы и талантливы, что это генетическая особенность, когда кариотип представлен 47 хромосомами вместо 46, и что вероятность рождения такого ребенка не зависит от здоровья или образа жизни его родителей.

Мой малыш - Максимка

Мой малыш — Максимка

Дети с синдромом Дауна рождаются и в семьях президентов (у Кеннеди, Ельциных), и у знаменитостей (Эвелина Блёданс, Ирина Хакамада), и у простых смертных. Нас очень вдохновили маленькая Варя Чаплыгина из алтайского городка Рубцовска, которая показывала потрясающие результаты домашнего развития, имея синдром Дауна, и испанец Пабло Пинеда, который получил высшее педагогическое образование, а на кинофестивале в Сан-Себастьяне в 2009 году был представлен художественный фильм «Я тоже» с ним в главной роли.

После трех месяцев раздумий я наконец-то собралась с мыслями и решила, вопреки всему, развеять стереотипы, занявшись ранним развитием своего малыша, в том числе и английским языком.

Ведь только я могу что-либо изменить, от меня лишь зависит, каким вырастет мой ребенок, только наша семья сделает все для того, чтобы Максим стал добрым, самостоятельным, трудолюбивым, веселым, счастливым человеком! Я успокоилась и принялась за дело. Изучив разные подходы, я остановилась на известной методике Домана.

Сначала показывала слова, написанные крупным шрифтом, развивая зрительную память. Затем добавила карточки с крупными красными точками (метод обучения счету), карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. Делали гимнастику для пальчиков, зарядку, слушали классическую музыку, много говорили друг с другом, все свои действия я комментировала, объясняла. На всё обращала внимание: вот птичка запела на улице, вот дождик капает…

Учим цвета и геометрические фигуры

Учим цвета и геометрические фигуры

Ребенок подрастал, стал показывать пальчиком на то, что я просила, и наши занятия стали другими. Я составила план, чтобы ничего не упустить, — задания на развитие памяти, внимания, логики, мышления. Помогла методика Макото Шичиды. Два раза в неделю мы занимаемся — развиваем фотографическую память, музыкальный слух, тактильные ощущения, выполняем задания на узнавание запахов, учимся различать цвета… Играем в ролевые игры с игрушками, рисуем пальцами, карандашами, мелом, лепим из теста, пластилина (это хорошо для развития мелкой моторики) — творим! Есть много замечательных игр с макаронами, фасолью, помогают и рамки-вкладыши. Мы также читаем книги, пополняем словарный запас. Учим цифры, буквы, читаем слоги.

Наша семья

Наша семья

У детей с синдромом Дауна проблема с речью, поэтому ее развитию уделяем большое внимание. Для стимуляции речевой активности используем упражнения на развитие артикуляции, например показываем, как котенок облизывается, зевает, лакает молочко с блюдечка. Выполняем упражнения на дыхание (задуваем ватный шарик в ворота, дуем в дудочку), на подвижность нижней челюсти, для языка, губ и щек.

Не забываем и о физическом развитии: прыгаем, бегаем, лазим по шведской стенке. Важное место занимает развитие бытовых навыков и навыков самообслуживания: учимся одеваться-раздеваться, чистить зубы, расчесываться, мыть руки, вытирать, подметать, красиво есть. Когда мы только начинали осваивать все эти методики, я подумала: раз все равно приходится заниматься, то почему бы не делать это на английском?

Неоднократно слышала мнение педагогов, психологов и прочих дипломированных специалистов, что языки маленьким детям давать не надо. Что в год-два они еще не способны воспринимать другой язык. И, мол, лучше вводить новый язык в школе, так как годовалому ребенку ведь не объяснишь, что такое Present Indefinite Tense и вспомогательный глагол. А как же тогда ребенок знает русский?

Любимые игрушки из мультика Peppa Pig

Любимые игрушки из мультика Peppa Pig

Изучая родной язык, ребенок чувствует его, воспринимает как часть себя, ему не надо заучивать правила построения предложения, знать о спряжении глаголов и притяжательных местоимениях. Он понимает. Таким же образом ребенок способен понимать любой другой язык, ведь дети обрабатывают информацию иначе. По данным современной психологии, в 1–3 года ребенок может легко овладеть не одним, а даже несколькими языками.

Я хотела, чтобы мой малыш умел свободно говорить как на русском, так и на английском, чтобы для него два языка стали родными. И решила попробовать! Моя любовь к иностранному языку передалась и сыну. Занятия английским Максимке до сих пор нравятся больше, чем занятия русским. Схватывает все на лету.

С чего я начала?

Начала с картинок, показывала, называла. Трехмесячный Максим смотрел, внимательно слушал и улыбался, я видела, что ему нравится. Позже подключила песенки, пальчиковые игры, все в ненавязчивой игровой форме. На просторах интернета много авторских методик. Сначала взяла программу Brillkids Little Reader. Это пятиминутные готовые уроки с красочными картинками и анимациями на разные темы, прекрасное произношение, игра в конце занятия. Очень хорошая программа для обучения чтению на английском, пополнения словарного запаса.

Потом случайно узнала о методике Марии Елисеевой. Мне очень импонировали ее подходы и эмоциональность в занятиях. Её материал составлен так, что новые слова и связки нанизываются друг на друга, как «бусинки на нитку». Приведу короткий пример: «A cat. It’s a cat. Nice, nice cat. Stroke, stroke the cat». Английский язык должен преподноситься ребенку, как родной – через эмоции и яркие образы. Помимо этих методик, всегда добавляла ещё и что-то свое. Все получалось, ребенку нравилось.

В наших занятиях я использую «переключатель», говорю: «Let’s speak English» — и дальше все на английском, никакого перевода. Когда закончили, произношу: «Давай говорить по-русски!» — и только тогда переходим на родную речь. Это важно, чтобы ребенок не путал языки.

Самая любимая сейчас книга

Самая любимая сейчас книга

Максим очень любит просматривать видеоролики, даже когда играет на коврике, ему важно, чтобы фоном звучали английские песенки. Любит, когда читаю ему английские книги, часто бегает с криком: «Мамааа, ии буу», что означает «read book». Сейчас его любимая книга о Пеппе Пиг. Также, Максим любит читать книги «I’ll Teach My Dog 100 Words», «Hand, Hand, Fingers, Thumb», и конечно самую любимую книгу «Numbers, Colors, Shapes», которую мы выиграли в конкурсе Марии Елисеевой за исключительное понимание английской речи и искренние эмоциональные отклики на занятия.

Бывало, есть кашу не хочет, крутит носом, а когда начинаю говорить: «Let’s speak English! Let’s eat porridge! MMM yummy! Maxim is eating porridge! Mommy is eating porridge. Some more. I like porridge!» — каша у нас быстро съедается.

Любит сынок еще «Хи бо!» («Kick the ball!»), обожает подвижные игры с мячом, догонялки, прятки. А еще замечаю, как ему нравится рисовать. Берет карандаш и комментирует: «Дхо, хе, ле, но» («Draw! Head. Leg. Nose») или «Дхо! Хис ти, бабы, ста» («Draw! Christmas tree, bubbles, star»). Максим очень любит мультики «Peppa Pig» и «Gogo». Одним словом, ребенок любит все, что связано с английским.

Ежедневное общение, чтение книг, просмотр видеороликов, игры, эмоциональные занятия… И вот они, результаты! Максу сейчас 2 года и 7 месяцев, он очень отличается по развитию не только от своих «солнечных» сверстников, но и от обычных деток.

Учим животных, их звуки и развиваем навыки чтения

Учим животных, их звуки и развиваем навыки чтения

Помимо того, что он знает буквы, цифры, геометрические фигуры, читает некоторые слова целиком, сын понимает и английскую речь. Мы можем разговаривать на английском целыми днями, играя, балуясь. И самое главное — мой ребенок начал говорить, пускай это самые простые слова, но насколько они ценные для меня!

Мой муж не знает иностранных языков, и то, что мы начали изучать английский в столь раннем возрасте, его очень радует. Всегда поддерживает и помогает. Знакомые удивляются, а врачи… Одни ухмыляются, не веря тому, что я рассказываю о сыне, другие разводят руками, не понимая, как такое может быть.

С появлением доченьки Николь (ей всего три месяца) наши занятия с Максимом не прекратились. Мы систематически продолжаем познавать новое. Если спросите, а начала ли я обучать доченьку английскому языку, мой ответ: «Конечно же, да!» Мы совсем недавно приступили к знакомству с английскою речью.

Пока это смена подгузников на английском, переодевание и массаж с называнием частей тела, катание на фитболе. Нам очень помогает книга Н. А. Проничевой «Английский с пелёнок», где есть очень хорошие фразы по всем режимным моментам. Я вижу одни плюсы в таком раннем старте, большие возможности в будущем.

Мы с мужем поняли, что нам выпал шанс переосмыслить свои жизненные ценности, теперь у нас начинается новая, интересная, необычная, яркая жизнь.

Никогда не опускайте руки, даже когда очень тяжело! Ставьте себе цели, идите к своей мечте — и у вас обязательно все получится!

Мар152016



4 comments on “История о том, как «солнечный» ребенок стал билингвом

  1. Молодец! Вы очень смелая мама. Вы не боитесь что ваш ребенок может полюбить анг. яз. больше чем свой, русский. Но и ваша работа с детьми говорит о том что вы очень мудрая женщина. Я у себя в центре реабилитации завтра расскажу про ваш метод работы со своим ребенком.
    Мы на работе в центре реабилитации детей только сегодня познакомились с девочкой Даун, ваша работа с ребенком нам поможет найти подход к девочке.
    Удачи!

    • Спасибо, Сельма! Не нужно боятся! Мы не жалеем о том, что в нашу жизнь так вписался и английский язык. Эти детки способные. Нужно пробовать! Терпения Вам! Вы делаете большое дело! Успехов!

  2. ste-pashka on said:

    «Сейчас есть такое популярное выражение, как образовательный маршрут. У каждого человека он свой в силу индивидуальных отличий, но он у него в любом случае должен быть. Его неочевидность это одна из самых пугающих вещей для родителей, у которых рождается ребенок с особенностями», поясняет Татьяна.

  3. Kolambahep on said:

    спасибо. очень хороший и полезный сайт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *